Святині

В числе святынь храма – чтимые списки иконы «Спас Нерукотворный» (прославленной в Свято-Борисо-Глебском монастыре Харьковской епархии) и Озерянской иконы Божией Матери, мощи свтт. Афанасия Пателария, Мелетия (Леонтовича), сщмч. Александра (Петровского).

Мощи свт. Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского (память – 15 мая н.ст.), пребывают в храме с 1940-х гг. В 1654 г. свт. Афанасий, возвращаясь из поездки в Москву и будучи тяжело болен, остановился в Мгарском монастыре возле г. Лубны на Полтавщине. В том же году он преставился и был погребен в этой обители. Тело архипастыря почивало в склепе в сидячем положении – по обычаю погребения восточных патриархов. В 1662 г. склеп открыли ради гостившего в монастыре Газского митрополита Паисия (Лигарида), который сказал, что в пути удостоился видения свт. Афанасия. Мощи вятителя оказались нетленными. Их подняли из усыпальницы и оставили в монастырском храме. При мощах начали совершаться чудеса исцелений, и народ прозвал святителя «Афанасием Сидящим» и «Лубенским чудотворцем». В связи с упразднением Мгарской обители, в 1936 г. мощи были увезены в Харьков и до перенесения в собор находились в Историческом музее.

Мощи свт. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского (память – 25 февр. н.ст.), переносили в собор в 1929 (когда он был временно занят «обновленцами») и 1948 гг. До 1929 г. они находились в усыпальнице главного храма Покровского монастыря, в 1935 г. – были перенесены в городской Трехсвятительский храм (где оставались и после закрытия 1939 г. – до возвращения в собор). Свт. Мелетий, в миру Михаил, родился в 1784 г. в с. Новые Санжары на Полтавщине, в семье «дворянина из казаков». Михаил рано потерял отца и пережил с матерью большие лишения. В годы учебы в начальных и средних духовных школах он также терпел нужду, однако учился весьма прилежно и был направлен для высшего образования в Петербургскую духовную академию. Пережитые испытания детства и юности на всю жизнь ослабили телесное здоровье подвижника, но, с другой стороны, привили ему особое милосердие к бедным, которых он всегда опекал как мог. После окончания академии Михаил несколько лет был ее преподавателем, а затем стал инспектором Киевской духовной академии, где в 1820 г. принял монашество. Позже свт. Мелетий был ректором Могилевской и Псковской духовных семинарий, в 1824-1828 гг. – Киевской духовной академии, с 1826 г. – викарным епископом Киевской епархии, в 1828-1835 гг. служил в Сибири в сане епископа Пермского и Иркутского, а в последние годы земного пути был Харьковским архиепископом. Основатель Харьковского Университета Василий Каразин писал о нем: «Все христианские добродетели украшали сего мужа. Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная с доброжелательством каждому». Могила святителя в Покровской обители была почитаема харьковчанами. Когда, при ремонте, гробы других погребенных архиереев замуровали, – гроб свт. Мелетия был помещен в металлическую раку и поставлен отдельно, а сверху над ним водрузили сень. При пожаре 1875 г. огонь уничтожил весь интерьер усыпальницы и распаял раку свт. Мелетия, но гроб с мощами остался невредим. В 1978 г. архипастырь причислен к лику святых.

Мощи сщмч. Александра (Петровского), архиеп. Харьковского (память – день кончины, 24 мая, и празднование в честь Озерянской иконы Божией Матери 12 нояб. н. ст. – в воспоминание перенесения мощей), перенесены в собор в день их обретения – 23 окт. 1993 г. Сщмч. Александр родился в 1851 г. в г. Луцке на Волыни, в семье диакона. Окончив 4 класса Волынской духовной семинарии, он поступил на юридический факультет университета и получил хорошее светское образование. После кончины родителей вел рассеянный образ жизни, но однажды, поздно вернувшись домой и прилегши отдохнуть, вдруг увидел почившую мать, которая сказала: «Оставь все это и поступай в монастырь!» Александр изменил свою жизнь, в 1900 г. принял монашество в московском Донском монастыре, где прошел путь до наместника в сане архимандрита, с 1903 г. служил в Туркестанской епархии экономом и казначеем архиерейского дома, членом консистории и учительского совета, с 1906 г. – казначеем Жировицкого монастыря, с 1910 г. – настоятелем Мгарской обители, с 1917 г. – настоятелем Псково-Печорского монастыря, с 1919 г. служил в скиту Козельщинской обители, с 1932 г. был викарным епископом Киевской епархии (с титулом «Уманский»), с 1933 г. – епископом Винницким, в 1934 г. – членом Временного Патриаршего Священного Синода, с 1937 г. – архиеп. Харьковским. Открытость и ласковое отношение к людям архипастырь сочетал с глубокой мудростью и выдержкой, умением вдохновлять и мирить. Он любил вдохновенно-торжественное храмовое служение, обладал прекрасным тенором. Однажды, научая паству молиться от всего сердца, владыка Александр сказал о просительной ектении: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал. Разве так холодно просят? Пойте все: «Подай, Господи!» Арестованный в 1938 г. и обвиненный в антисоветской деятельности, подвижник умер в тюрьме 24 мая 1940 г. По преданию, вывезти его тело из тюрьмы на Залютинское кладбище помог доктор тюремного морга – в прошлом иподиакон.